Рассмотрим особенности занятий медитациями.
Чаще всего медитативную тренировку ума рассматривают как тренировку внимания. При этом устойчивое состояние медитативного сосредоточения и безмятежности, в котором можно пребывать долгое время, требуют уже не простого волевого усилия концентрации. В них имеет место особый умственный баланс, который нас не истощает, а скорее наполняет, создает очень приятные потоковые переживания.
Но это самый очевидный уровень. Функцией внимания не исчерпываются те аспекты ума или психики, которые мы можем развивать в медитации. Скорее, она является важным посредником и «рычагом управления».
Доктор Алан Уоллес и знаменитый психолог Пол Экман предложили свою модель четырех балансов, в котором наметили все важные направления развития потенциалов нашей психики. Эта модель охватывает весь спектр: и патологическое, и нормальное, и то, к чему может привести всестороннее совершенствование наших возможностей, раскрытие имеющихся потенциалов. (Можно посмотреть об этом недавнюю публичную лекцию Алана Уоллеса.)
Итак, помимо внимания, речь идет о следующих способностях: когнитивном балансе, эмоциональном и конативном балансе.
Когнитивный баланс — это по сути та «работа с мыслями», которую мы делаем в медитации. Вместо того, чтобы сливаться с их потоком или, наоборот, подавлять, вытесняя из сознания, мы ищем сбалансированную позицию. Успокаивая и стабилизируя ум, мы притормаживаем процесс избыточных, навязчивых концептуализаций. И постепенно переходим к более тонким уровням когнитивной перенастройки, которая ведется в практиках прозрения/випашьяны.
Эмоциональный баланс — это по сути хорошо развитый эмоциональный интеллект, умелое использование эмоциональных реакций на благо самому себе и окружающим. Он предполагает конструктивные формы эмпатии, эмоциональной вовлеченности, а также свободу от «токсичных» эмоций, отравляющих нашу жизнь. И огромную роль здесь играет тот позитивный эмоциональный настрой, который самым обобщенным образом можно определить как доброжелательность. Мы культивируем его в соответствующих практиках медитации, относящихся к блоку «четырех безмерных», медитируя на любви, сострадании, радости, равностности и их производных, таких как благодарность.
И наконец, конативный баланс (от лат. conation) — способность разумно желать, устремляться к реализации своих целей и ценностей, баланс силы воли и внутренней мотивации. Аспект устремления и «чистой», альтруистической мотивации всегда ставился во главу угла в тибетской буддийской традиции. И сейчас эта тема становится невероятно актуальной: в современной психологии и нейронауке также много говорят о конативном балансе и силе воли, способности противостоять манипуляциям, осознанному целеполаганию в противовес автоматическому реагированию и зависимостям. Вспоминается «воля к смыслу» у Виктора Франкла как первичная потребность человека, противопоставленная обычной гедонии —стремлению к гедонистическому удовлетворению.
Интересно, что в российской психологической науке само понятие «личность» всегда раскрывалось как иерархия движущих ее мотивов; а процесс созревания, формирования личности — как процесс выстраивания этой иерархии на осознанном уровне. Медитация и практика осознанности является в том числе ключевым инструментом выстраивания зрелого конативного баланса.
А вершиной конативного баланса можно назвать эвдемонию — наполненное смыслом состояние устойчивого внутреннего благополучия.
--
Источник: